20 июля, 2023 Статьи
0  

Аграрные митинги Казахстана: о чём фермеры не могут молчать

Утильсбор Аграрии Казахстана Митинги Субсидии
Аграрные митинги Казахстана: о чём фермеры не могут молчать

Субсидии, нехватка земель и утильсбор — почему митингуют аграрии Казахстана?

Сельхозпроизводители — это отважные работники полей и ферм, которые зарабатывают на жизнь тяжким ежедневным трудом. Но поскольку от их работы напрямую зависит экономическая и продовольственная ситуация в стране, аграрии полагаются и на государственную поддержку в виде субсидий, упрощенных налоговых обязательств и других видов помощи бизнесу. Но законы и нововведения не всегда играют на руку аграриям, а иногда и наоборот — прижимают фермеров к стене. Когда сил молчать не остается, сельхозпроизводители готовы громко заявлять о своих правах и требованиях. А чтобы их услышали — сплочаются и выходят на митинги, устраивают протесты или перекрывают дороги. Давайте рассмотрим, что больше всего беспокоило сельхозпроизводителей Казахстана в последнии годы.

Болезненное субсидирование

Субсидии — это всегда точка боли для аграриев. За последние 4 года механизм их начисления менялся около 6 раз. Это делает отрасль нестабильной и очень тормозит инвесторов. Заявки об отмене или сокращению объемов определенных видов компенсаций, повышение кредитных ставок и другие законодательные изменения часто будоражат сельхозпроизводителей, вплоть до того, что выводят фермеров на митинги. Впервые такая массовая акция, где аграрии открыто заявили о своих требованиях, прошла три года назад в Актобе. Основной проблемой стало сокращение и несвоевременная выплата субсидий.

На протесты, связанные с вопросами субсидирования, фермеры Актюбинской области выходили и в ноябре 2021 года. Тогда около сотни аграриев, в том числе из соседних Карагандинской и Западно-Казахстанской областей, заявляли о том, что нуждаются в господдержке, ведь вследствие засухи во многих хозяйствах погибает скот, а степные пожары оставили аграриев без сенокосов и пастбищ.

Протесты фермеров
Протесты фермеров

Тогда в управлении сельского хозяйства Актюбинской области заявили, что на поддержку животноводов из бюджета и так выделено достаточное количество денег, но аграрии объяснили, что финансы может получить далеко не каждый животновод, а только тот, кто юридически докажет нанесенный природными катаклизмами ущерб для своего хозяйства. А размер кормовых субсидий еще и отличается в зависимости от региона.

«В Актюбинской области предоставляют по 30 тысяч тенге за КРС, а в Карагандинской области — по пять тысяч. Минсельхоз изначально обещал 30 тысяч тенге за крупный рогатый скот, 25 тысяч тенге за лошадей и пять тысяч тенге за овец. В области разводят руками и говорят, что «министерство не выделяет денег». В министерстве указывают на область. Так фермеры остаются не у дел», — говорит фермер Арман Ашимов.

Также фермеры требовали предоставить им спецтехнику для борьбы со степными пожарами и принять специальную программу по повышению плодородия почвы.

Этот вопрос не перестает будоражить аграриев и сейчас, ведь система финансирования и компенсаций для отрасли периодически поддается изменениям. Не так давно в Рабочую группу по совершенствованию механизмов субсидирования АПК было внесено предложение по отмене компенсации затрат на приобретение кормов для сельхозживотных. Члены Рабочего органа такую инициативу не поддержали, но некоторые изменения в систему работы данного направления все-таки решили внести. В частности, то, что субсидии на покупку кормов будут выдавать только в случае аномальных погодных условий или чрезвычайных ситуаций, которые стали причиной проблем с заготовкой кормов. В таком случае, во избежание бескормицы скота в зимний период, животноводы смогут получить субсидии на приобретение грубых и сочных кормов.

3 апреля этого года около 300 аграриев из разных регионов Актюбинской и Западно-Казахстанской области встретились с представителями отраслевых государственных органов. На повестке дня — вопросы господдержки отрасли, в том числе доступ к кредитным ресурсам и субсидирование. Фермеры заявляли, что с каждым годом заниматься земледелием и животноводством все труднее, ведь затраты на корма, запчасти, технику, топливо и другие ресурсы постоянно растут. И без доступной господдержки многие из них станут банкротами.

Также аграриев не устраивает работа информационной системы субсидирования Gosagro.kz, ведь из 6 614 заявок на сумму 55,6 млрд тенге, поданных с момента запуска ресурса, сейчас одобрено только 462 заявки на 5,6 млрд тенге. Кроме того, по заявкам, поставленным в резерв, за 2022 год региональные акиматы задолжали аграриям 26 млрд тенге. А к оплате новых заявок по переработке продукции и инвестиционного субсидирования в Управлении сельского хозяйства смогут приступить только после закрытия всех долгов.

Также сельхозпроизводителям накипело, что «Аграрная кредитная корпорация» субсидирует фермеров только через кредитные товарищества, тем самым создавая лишнии звенья в системе финансирования отрасли.

«Нас не устраивает работа «Аграрной кредитной корпорации» и холдинга «Байтерек» по финансированию сельского хозяйства. С нового года нам подняли процентные ставки с 16-17 до 24. Субсидии не выплачивают вовремя. Ждем их по полгода, в это время должны платить штрафы. Условия для нас слишком невыгодные. Внутри холдинга «Байтерек» создают еще один. Агрокредитная корпорация тоже создает лишние звенья для финансирования. Каждому фермеры должны платить маржу. Мы хотим прямое финансирование», — говорит руководитель Фермерского центра Актобе Марлен Баймагамбетов в материале на DairyNews.today.

Деньги из госбюджета, предназначенные для субсидирования производителей АПК по программе «Кен дала», аграрии предлагают перечислять напрямую финансовым организациям.

Кроме того, митингующие требовали дать им возможность брать на работу иностранных граждан.

«У многих проблема с кадрами. Решить ее можно было, приняв на работу граждан Узбекистана, желающие есть, но оформить их не невозможно. С прошлого года закавыка из-за информационной системы, и никто ее решить не может», — говорит глава КХ «Жиде» Токаш Нургалиев.

Также у фермеров Актюбинской области есть проблемы с реализацией продукции. Например, мясо они вынуждены возить в Западно-Казахстанскую область, тратя лишние деньги на транспортировку.

По итогам такого мирного митинга, «сторона-ответчик» пообещала учесть требования аграриев и заняться вопросом субсидирования.

«Основное требование – это чтобы эти субсидии поступали напрямую в наши компании. Субсидии эти утверждаются и пишутся Минсельхозом. Они готовы это рассмотреть и в качестве пилотного проекта провести на Актюбинскую область. Соответственно, мы тоже будем работать над этим», — сказал управляющий директор холдинга «Байтерек» Нияз Кошкимбаев.

К слову, на данный момент действие программы финансирования оборотных средств, а также программ льготного кредитования животноводческих хозяйств «Сыбага» и «Алтын асык» приостановлено. В мае 2023 года фермеры обратились в СМИ и заявили, что если Минсельхоз и дальше будет сокращать объемы господдержки и не возьмет во внимание предложения самих аграриев — это отразится на цене мясной продукции, которая увеличится на 15-30%, а также приравняет к нулю 10 лет работы над восстановлением племенного животноводства в стране и увеличения удельного веса бычков.

«Если исключить субсидирование аренды фермерскими хозяйствами племенных быков для маточного стада, то 34% фермерских хозяйств (из 21,6 тыс.) лишатся одномоментно всех субсидий, разрушится механизм якорной кооперации, развивать которую поручил Президент. Более 15 тыс. племенных быков окажутся невостребованными. Это значит, что племенной скот будет уходить на убой», – говорит Бахтияр Утельбаев, исполнительный директор Республиканской палаты Казахской белоголовой породы.

Предприниматели вытесняют селян

В апреле 2023 года в Казахстане прошла еще одна акция протеста: жители Коксуского района Жетысуской области перекрыли республиканскую трассу Алматы-Талдыкорган.

Жители Коксуского района Жетысуской области перекрыли республиканскую трассу Алматы-Талдыкорган
Жители Коксуского района Жетысуской области перекрыли республиканскую трассу Алматы-Талдыкорган

По словам протестующих, на дорогу сельчан вывел дефицит пастбищ и социальная несправедливость. Жители аула Жамбыл заявили, что вынуждены держать свой скот во дворах, ведь принадлежащие им пастбища захватил неизвестный бизнесмен, и собирается засеять 200 га ячменем.

Приехавший на место аким Коксуского района объяснил, что на самом деле предпринимателю выдали половину от тех пастбищ, ведь он занимается животноводством и имеет право на землю. В то же время, в подворных хозяйствах села содержится 1149 голов животных, и по нормам оставшаяся часть пастбищ достаточна для выпаса скота. Но проблема в том, что селяне и так выживают из последних сил, стараясь удерживать скот и заработать им себе на жизнь. И, во избежание дополнительных налогов, далеко не весь скот зарегистрирован официально. Поэтому фактическая численность отличается от номенклатурной.

«Отсюда и проблема: они скрывают реальное число поголовья, а не можем выделить больше пастбищ. Но как только весь скот зарегистрируют, мы дадим столько земли, сколько положено. С землей в районе проблем нет, дело только в том, что жители аула для своего удобства, хотят выпас рядом. Я уже встретился с данным предпринимателем, он дал согласие вернуть те земли близ села, которые планировал засеять ячменем. Взамен мы предоставим ему такой же участок в другом месте. На данный момент вопрос исчерпан, люди успокоились», — рассказал аким Коксуского района Марлен Кольбаев, пишет Ratel.kz.

Утильсбор или налог «под прикрытием»?

Еще одной болезненной темой для аграриев Казахстана является утилизационный сбор на приобретение сельхозтехники. В стране он является обязательным с 2019 года и вводился в контексте защиты экологии. Но местные аграрии считают этот платеж ни чем иным, как обычным налогом, ведь комбайн, работающий несколько недель в году, вряд ли нанесет глобальный ущерб экологии, а дорогостоящую и габаритную технику фермеры вообще не сдают в утилизацию даже после выхода ее из строя. В каждом хозяйстве такой трактор, комбайн или любой другой агрегат сразу превращается в склад запасных частей для рембазы. Поэтому утильсбор на сельхозтехнику аграрии считают абсолютно необоснованным.

«Я не видел ни одного фермера, который пошел и сдал трактор или комбайн на утилизацию. Потому что это набор запчастей для следующего комбайна. Но если государство забрало в свои руки РОП, то надо называть вещи своими именами — это налог. В таком случае если вы оставляете один налог, то снимайте другие налоги», — говорит генеральный директор компании Olzha Agro Айдарбек Ходжаназаров.

Объективной информации о негативном влиянии изношенных сельхозмашин на экологию нет. К слову, утильсбор взимается при покупке импортной техники, и не начисляется, если аграрии приобретают модели казахстанского производства. Очевидно, что это ограничивает аграриев в покупке иностранной современной техники. А ведь именно новые мировые модели, работающие по системе точного земледелия или с применением элементов цифровизации, способны экономить ресурсы и тем самым беречь природу. То есть получается обратная сторона медали.

В Казахстане существует движение «Нет утильсбору!», участники которого не один год бьются о стену непонимания. 17 апреля 2022 года активисты вышли на площадь имени Шокана Валиханова в Алматы с требованием политических реформ и отмены утилизационного сбора. Обращаясь со сцены, участники митинга объясняли, что не смотря на то, что сбор касается всех видов транспорта, больше всего волнений вызывает именно утильсбор на сельскохозяйственную технику.

Активисты вышли на площадь имени Шокана Валиханова в Алматы
Активисты вышли на площадь имени Шокана Валиханова в Алматы
«В каждом килограмме картошки или муки будет «сидеть» утильсбор, который будут оплачивать наши граждане. И самое обидное в том, что не было никаких точных расчетов и обоснований на ставки утильсбора как в 2012 году, так нет и сейчас в 2022 году. То есть нам говорят «да, мы у вас воровали, из кармана забирали деньги на непонятный частный автопром. И сейчас будем это делать, но только на половину, согласитесь пожалуйста с этим», а мы не можем согласиться!», — говорит общественный и политический деятель Санжар Бокаев.

С введением утильсбора обновление парка сельхозтехники в каждом хозяйстве очень замедлилось. По состоянию на 2022 год, темп обновления был на уровне 2-4%, при установленном Минсельхозом индикаторе в 6%. Это подразумевает 25-летний срок эксплуатации одной единицы техники. Но очевидно, что периодичность поломок растет с каждым годом, а получить оригинальные и актуальные запчасти на приобретенный сейчас транспорт через 15-20 лет будет очень проблематично. Да и в целом, чтобы сохранять продуктивность, нужно обновлять машинный парк через 10-12 лет. Но при таких ставках утильсбора, экономического обоснования которым аграрии не видят, фермер сто раз подумает, прежде чем купить новую сельхозмашину.

«Когда утильсбор вводился, мы были против, но нам сказали: 4-5% вы выдержите. Во что они вылились? В июле мы получаем трактор 132 л.с. за 23,5 млн тенге, утильсбор — 4 млн 722 тыс., то есть 20% стоимости! Когда мы увидели утильсбор на комбайн, у нас просто поднялись волосы дыбом», — говорит директор ТОО «Найдоровское» Павел Лущак.

Результатом таких общественных заявлений и массовых протестов стало личное вмешательство Президента страны в решение вопроса. Еще в январе 2022 года администрирование утильсбора перешло от частной компании «Оператор РОП» в предприятие Минэкологии «Жасыл Даму». А с 14 мая 2022 года в Казахстане были утверждены новые базовые ставки и коэффициенты утильсбора для автотранспортных средств и самоходной сельскохозяйственной техники. Тарифы были снижены на 50%.

Источник фото: CT AGRO
Источник фото: CT AGRO

Истина глаголет: говори, чтобы тебя услышали. Но иногда говорить приходится громко, да еще и стучать во все двери. Но только такое небезразличие и включенность аграриев в проблематику отрасли дает свои плоды.

Субсидирование, земельные вопросы и ставки утильсбора — это те острые темы, которые постоянно держат в напряжении сельхозпроизводителей. Надеемся, что в скором времени чиновники придут к конструктивному диалогу с аграриями и все изменения, касающиеся отрасли, будут приниматься совместно.

Автор: Виктория Сумченко

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в , подписывайтесь на нас в или на нашу рассылку.
Наши партнёры