В Казахстане в 2024 году собран рекордный за последние 10 лет урожай — 26,7 млн тонн зерна. Для сравнения: в 2023 г. казахстанские сельхозпроизводители намолотили 17,1 млн тонн, в 2022 г. — 22,03 млн тонн, в 2021 г. — 16,37 млн тонн. Как оказалась, высокий урожай — это не только про новые возможности, но в большой мере старые проблемы, такие как хранение, реализация, логистика. Что сейчас происходит — далее в материале.
В начале осени 2024 года министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров подчеркнул, что в Казахстане объема емкостей достаточно для хранения зерна. По его словам, в стране функционирует 191 лицензированное хлебоприемное предприятие общей емкостью хранения более 13,2 млн тонн. Плюс у аграриев имеются емкости на 15,8 млн тонн зерна.
«Первостепенная задача, которая стоит перед нами — не только своевременно и качественно собрать урожай, но и сохранить его. Акиматы должны оказать всестороннюю поддержку сельхозформированиям. При необходимости организуйте работу элеваторов в две смены», — поручил министр госорганам.
Но поскольку уборка урожая шла в условиях повышенной влажности из-за дождей, перед элеваторами выстроились огромные очереди грузовиков — приемка шла медленно, поскольку много времени уходило на сушку поступающих объемов. Собственные склады многих агропредприятий оказались заполнены еще до завершения обмолота всех полей, ведь урожайность была в два-три раза выше обычной. Другой сложностью стал дефицит грузовиков.
Одним из альтернативных вариантов хранения зерна для фермеров стали полимерные рукава. Например, Зерновой консорциум Казахстана (Акмолинская область и Северо-Казахстанская) сообщил о том, что в рукава будет загружено 80 тыс. тонн пшеницы нового урожая. Полимерные рукава обеспечивают герметичность хранения зерна, а также не пропускают солнечные лучи. Это позволяет оставлять их под открытым небом на длительный срок.
Фермеры Костанайской области уже столкнулись с проблемой загруженности элеваторов. По словам руководителей сельхозпредприятий, элеваторы не принимают зерно нового урожая. Причину аграрии видят в том числе в отгрузке, из-за чего элеваторы не могут освободить емкости. В этом году негативное влияние на ситуацию оказывает и низкая цена на пшеницу, что также тормозит отгрузку зерна с элеваторов.
Одна из претензий, что звучит со стороны фермеров, – короткий рабочий день элеваторов, который обычно заканчивается в 18:00 для сторонних клиентов. Часть крупных зернохранилищ Костанайской области принадлежит холдингам или группам компаний. Это создает большие сложности для фермеров, у которых нет своих мощностей хранения.
Похожие проблемы и у фермеров Акмолинской области. Так, в ТОО «Кокшетау Астык Инвест» Сандыктауского района с поля вывезено 6 тыс. тонн зерна. Половину отправили на элеваторы, около 3 тыс. тонн лежит в буртах на зерновом токе прямо под открытым небом.
На элеваторах, с которыми заключены договоры, свободных емкостей для хранения пока нет. По словам директора ТОО Жасулана Алибаева, местные трейдеры, сетуя на нехватку вагонов, не могут освободить площади на ХПП. Просят подождать.
Директор ТОО «Алатау» Абубакир Абаев ситуацию с заполнением элеваторов называет периодически меняющейся. По мере загруженности ХПП прекращают принимать зерно, состоялась отгрузка – возобновляют приемку. По его словам, на элеваторах физически не успевают вести одновременно и приемку, и сушку поступающей пшеницы.
«Пшеницу и ячмень приходится хранить на току. Это все портится, гниет, потому что наши элеваторы в округе все заполненные и не принимают зерно. Как они говорят, из-за отсутствия вагонов. Прошлый год был тяжелый, ми почти весь свой урожай потеряли. Этот год практически повторяется. Это системная проблема, которая не решается. Почему-то когда у нас уборка, все вагоны куда-то исчезают, элеваторы заполняются и когда мы получаем хороший урожай — у нас ЧП», — рассказал Димаш Муканов , исполнительный директор ТОО «Кусаинов и К».
Глава ТОО «Белгородское» Артем Любимов рассказав, что у них проблемы с приемом зерна на элеваторы, потому что они забиты, и стоят большие очереди.
Директор ХПП «Арна» Клара Мендыбаева прокомментировала сложившуюся в этом сезоне ситуацию с хранением урожая:
«У многих аграриев нет никаких собственных складов даже для временного хранения. Понятно, что ХПП просто захлебнутся, если все одновременно повезут туда урожай. Почему не освобождаются хранилища? Потому что нет сбыта, нет адекватной цены. Если и есть, то нет вагонов, нет возможности отгружать – коллапс на железной дороге», — объяснила она.
Читать по теме: Почему каждый год возникают проблемы в перевозке грузов в Китай?
Как оказалось, высокий урожай нынешнего сезона не принес выгод казахстанским фермерам. Цены на пшеницу упали под давлением высоких объемов, дефицита емкостей хранения и проблем с отгрузкой на экспорт.
Читать по теме: Фермеры Казахстана жалуются на умышленный обвал цен на пшеницу
«Сегодня за третий класс продовольственной пшеницы трейдеры предлагают 65 тысяч тенге. Это при том, что ее себестоимость варьируется в пределах 78–80 тысяч тенге. Да, урожай в этом году получили обильный, но качественным он оказался только у тех производителей, кто применял современные агротехнологии, вносил достаточно удобрений в почву, взяв на себя дополнительную финансовую нагрузку, провел противогрибковую фунгицидную обработку», – рассказал Абубакир Абаев.
Проблемы с реализацией зерна подтвердил и Артем Любимов:
«В этом году засеял порядка 10 тыс. гектаров, урожай получил порядка 25 ц/га. Минусуем от этой цифры процент влажности, натуроплату за паи, остается 20 центнеров. Если за тонну зерна предлагают 65 тыс. тенге, значит, я получаю 130 тыс. тенге с гектара, а в гектар я вложил 128 тыс. тенге. И это без учета затрат на сушку, которая до сих пор продолжается», — рассказал фермер.
Директор ТОО «Кокшетау Астық Инвест» Жасулан Алибаев делится, что они хотели продать свою пшеницу 4-5-х классов и купить 3-й класс, чтобы выполнить обязательства перед Продкорпорацией, но не смогли. Причина — у трейдеров денег нет. Рынок стоит — никто не продает, не покупает, никуда не возит.
«Со стороны ситуация выглядит по другому — оказывается большая поддержка от государства, фермеры собрали хороший урожай, лизинг без первоначального взноса, льготное дизтопливо. Не спорю, это все надо. Но основа здесь скрыта в другом — это цена. При такой низкой стоимости, сельское хозяйство развалиться в ближайшее время. Я сделал приблизительные расчеты. Себестоимость зерна на 1 га составляет 115,5 тыс. га. Это без учета субсидий, при условии отсутствия аренды и лизинговых платежей. Средняя цена сейчас на пшеницу 50 тыс. тенге на 4 класс. Чтобы выйти в ноль урожайность должна быть 23,1 ц/га. А у многих хозяйств от 10 до 20 ц/га. А это убыток», — подытожил Димаш Муканов.
В Казахстане ситуация сложилось таким образом, что рынок и его участники оказались не готовыми к рекордным урожаем. И заложниками этого оказались мелкие и средние фермеры. Те, у кого нет собственных мощностей для хранения. И построить их, даже при всем желании, они не могут. Это своеобразный замкнутый круг. Цена на зерно — низкая, хранить его негде. Ни продать, ни переработать. В таких условиях говорить о строительстве элеваторов и/или складов нецелесообразно. Потому что на повестке дня аграриев хоть что-то заработать, чтобы их труд не пропал даром.
© Марина Коб, baibolsyn.kz, 2024 г.